Главная > Выпуск №15 > Вятский край на современной религиозной карте России

Вятский край на современной религиозной карте России

Филатов, С. Кировская область / С. Филатов // Атлас современной религиозной жизни России. М. ; СПб. : Летний сад, 2006. Т. 2 / отв. ред. М. Бурдо, С. Филатов. С. 383–414.

Уникальный трёхтомный информационно-аналитический труд «Атлас современной религиозной жизни России» вышел под эгидой Кестонского института (Великобритания) тиражом 1000 экземпляров. Он посвящён описанию религиозно-общественной ситуации в 78 субъектах Российской Федерации. Ответственными редакторами его выступили: с британской стороны – Майкл Бурдо, с российской – Сергей Филатов.

Майкл Бурдо (Michael Bourdeaux) – основатель и почётный директор британского Кестонского института – исследовательской организации, занимающейся положением религиозных организаций на постсоветском пространстве. В 1984 г. он был удостоен Темплтонской премии «За вклад в развитие религиозного сознания». Идея создания института возникла у молодого англиканского священника Бурдо, когда в 1960-х гг., в самый разгар хрущёвской антирелигиозной кампании, он посетил СССР в составе первой группы студентов из Великобритании. Вернувшись на родину, Бурдо в 1969 г. основал исследовательский центр, который начал изучать религиозную ситуацию в СССР и добиваться, чтобы религия в нашей стране вышла из-под запрета. Сам он говорил, что эта организация родилась в атмосфере борьбы и с самого начала поставила себе задачу решительно и беспристрастно добиваться правды. Спецслужбы СССР причислили её к пяти самым опасным западным антисоветским организациям.

Постоянной миссией Кестона было создание не записанной истории отношения коммунистических режимов к религии вообще и христианству в частности. В настоящее время Кестон освещает отношения между коммунистическими (и бывшими коммунистическими) странами и религиозными объединениями, особенно в том, что касается свободы вероисповедания и её подавления. Также изучаются отношения между общинами религиозного большинства и меньшинства в культурном, политическом, экономическом и прочих контекстах. Результаты исследований публикуются в двух журналах, «Frontier» и «Religion, State and Society», а также в сборниках статей, посвящённых исследованиям в этой области. Помимо этого, Кестон обладает обширным архивом и библиотекой для исследований периода государственного коммунизма и предлагает краткосрочные стипендии для исследователей из регионов. В 2006 г. такая стипендия была предоставлена мне как исследователю биографии и творчества выдающегося вятского православного диссидента 1950–1960-х гг. Б. В. Талантова.

Русский редактор трёхтомника – Сергей Борисович Филатов – социолог религии, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России».

«Атлас» подготовлен на основе исследований, проведённых группой российских и английских учёных под руководством Кестонского института в 1997–2005 гг. Он включает описание своеобразия религиозной истории каждого региона, религиозных течений, существующих в нём, и религиозной политики властей региона в 1988–2004 гг. Первый том «Атласа» отведён республикам и краям Российской Федерации, второй и третий тома – её областям.

Более тридцати страниц второго тома «Атласа» посвящено Кировской области, статья о которой была написана в июле 2005 г. С. Филатовым на основе материалов, собранных им самим, а также Романом Лункиным, Ксенией Деннен (Xenia Dennen, председатель Кестонского института) и Людмилой Воронцовой. Кроме того, данные о вятских старообрядцах (федосеевцах и филипповцах) собрал и обработал Борис Кнорре – известный московский религиовед, преподаватель Высшей школы экономики.

При знакомстве с этим разделом «Атласа» вятского читателя ждёт много интересного, а что-то, возможно, и поразит.

Прежде всего, он впервые получает возможность узнать о многоцветности современного конфессионального пейзажа родного края, который включает в себя не только привычные официальное православие и ислам, но и многие другие религиозные направления, в том числе – весьма экзотичные. Например, Армянская апостольская церковь, Римо-Католическая церковь, славянское, марийское и удмуртское язычество, Движение «Звенящие кедры России (анастасийцы)», Рериховское движение, Шри Чин Мой, Последователи Порфирия Иванова, основанная американцами Церковь Христа, Иудаисты Федерации еврейских организаций России, Богородичный Центр.

Для многих открытием будет и то, что православие на Вятской земле представляет не только епархия Русской Православной Церкви Московской Патриархии (РПЦ) под руководством митрополита Хрисанфа, но и неокатакомбные группы Истинно-православных христиан и Истинно-православной церкви, Российская Православная Автономная Церковь, Российская Православная Церковь За границей (Витальевская) и старообрядческие общины четырёх согласий, а также то, что отношения между ними и ведущей конфессией складываются весьма непростые, если не сказать – враждебно-конфликтные. Это же относится к различным протестантским объединениям, всё ещё называемым у нас «сектами» (баптисты и евангелисты, методисты, пресвитериане, пятидесятники, адвентисты, свидетели Иеговы).

Естественно, что больше всего места (примерно треть) в разделе «Кировская область» отдано характеристике РПЦ. Рассказ о жизни епархии включает в себя описание её организационной структуры, численности и национального состава, её СМИ, учебных заведений и монастырей. Дан также живой портрет митрополита, начинающийся интригующими словами: «Митрополит Хрисанф – последовательный антикоммунист». Наряду с перечислением успехов епархиального духовенства в деле укрепления православия на Вятке, автор привлекает внимание и к проблемам епархиальной жизни, в том числе тем, которые отрицательно сказываются на репутации епархии и самого Хрисанфа. Интерес читателей, безусловно, вызовет описание изгибов религиозной политики местной администрации при трёх вятских губернаторах новейшего времени – В. А. Десятникове, В. Н. Сергеенкове и Н. И. Шаклеине.

В «бочку мёда», как можно было бы в целом образно оценить «Атлас», однако была добавлена изрядная «ложка дёгтя». Речь идёт о чудовищном количестве опечаток, как будто бы этого издания вообще не касался карандаш корректора (компьютерная вёрстка А. Левкиной). Обидно, что в очередной раз в таком важном и масштабном деле получил подтверждение стереотип традиционного русского разгильдяйства. Помимо технических ошибок, встречаются (правда, единичные) и досадные фактические. В частности, знаменитое «Открытое письмо» двенадцати вятских верующих Патриарху Алексию, написанное и отправленное их лидером Борисом Талантовым в июле 1966 г., датировано почему-то 10 ноября 1966 г. На самом деле последняя дата относится к другому письму Талантова – «Советское государство и христианская религия», отправленному в редакцию газеты «Известия».

Следует также иметь в виду, что некоторые помещённые в этой статье сведения уже устарели – религиозная ситуация в нашем крае, как и по всей стране, постоянно меняется. Так, например, после воссоединения в 2007 г. РПЦ МП и большей части РПЦЗ к 2009 г. почти все вятские «зарубежники» – и тайные, и явные, – перешли в господствующую Церковь Московской Патриархии.

Приходится сожалеть, что «Атлас» отсутствует в фонде главной библиотеки нашей области – Герценки, которая получает лишь десятую часть выходящих в России изданий. Нет его и в православной библиотеке «Благовест». Желающие познакомиться с этой оригинальной и очень познавательной работой вынуждены будут искать её в книжных магазинах или в Интернете.

Е.С. Останин