Главная > Выпуск №14 > Нотные тексты в книгах из собрания кабинета западноевропейской книги XVI–XIX вв.

Нотные тексты в книгах из собрания кабинета западноевропейской книги XVI–XIX вв.

Е. А. Малышева

В кабинете западноевропейской книги XVI–XIX вв. сохранились едва ли не старейшие нотные тексты библиотеки. В связи с этим вполне уместно отметить фрагмент древнего пергамента с крюковым нотным письмом в переплёте – издание XVI в. «Сочинений» епископа Афанасия Александрийского (Базель: Фробен, 1556)1. В пору раннего книгопечатания довольно часто старые рукописные книги становились подсобным материалом переплётчиков. Скорее всего, этому многоцветному кусочку пергамента около 600 лет.

Нотные тексты напечатаны и в трудах знаменитейшего учёного Средневековья, жившего в VII-VIII веках, – Беды Достопочтенного (Базель, 1563)2.

Крайне интересно прижизненное издание Мартина Лютера на немецком языке о порядке богослужения3. Как известно, Лютер придавал огромное значение церковным гимнам и сам писал их. Четыре гимна, сочинённых им, были напечатаны в сборнике в 1524 г. Знаменитый «Ein feste Burg ist unser Gott» стал событием в истории церкви.

Среди руководств по технике бельканто особенно отличаются книги И.-А. Гербста «Современная музыка или манера бельканто» (Франкфурт, 1658)4 и И. А. Хиллера «Руководство по правильному музыкальному пению» (Лейпциг, 1774)5.

Знаменитая «Энциклопедия» Дидро и Д'Аламбера (1751–1772) включала в себя 17 томов текста и 11 томов иллюстраций. Мы можем иметь о ней представление по хранящемуся в фондах библиотеки «Словарю музыки» Ж. Ж. Руссо (Амстердам, 1772)6. Встреча с Дидро подстегнула Руссо на написание томов для «Энциклопедии», посвящённых изящным искусствам, поскольку сам Руссо в 40–50-е гг. XVIII в. всецело отдался истории музыки и сочинительству. Его опера даже была поставлена в Фонтенбло.

Для дофина – наследника французской короны было издано руководство по пению аббата Лакассаня (Париж, 1766)7. Красота книги является образцом стиля рококо и даёт прекрасную возможность проникнуться духом эпохи Людовика XV. Книга является полностью гравированной как в плане текста, так и нотных упражнений, отрывков из арий.

Очень трогательно, спустя 272 г. со дня выхода, смотрится «Новое собрание избранных песен» (Гаага, 1735)8 – карманный песенник XVIII в. с текстами и нотами. Не менее изысканно выглядит изящный томик, изданный в Париже в 1795 г. – «Концерт в Романвилле или собрание романсов, песен, ариэтт, рондо, водевилей и т. д.»9, в котором содержатся 54 нотных дополнения.

Triplets… The Baby’s Opera… by Walter Crane. London, 1899.

Потрясающее впечатление оставляет иллюстрированный том популярных английских детских песен «Триплет (тройняшки): Детская опера, Детский букет, детский Эзоп» (Лондон, 1899)10 выдающегося художника, дизайнера, автора многочисленных детских иллюстраций Вальтера Крейна (1845–1915). Художник, принадлежавший к кругу реформаторов дизайна, друг У. Морриса, представитель течения прерафаэлитов, испытавший влияние графики У. Блейка и японской цветной ксилографии, создал неповторимый стиль эпохи модерна. Книга является большой библиографической редкостью, издана тиражом в 500 экземпляров для Англии и 250 – для Америки. Наш экземпляр является нумерованным 68-м, о чём нас уведомляет печатник Эдмунд Эванс.

И, наконец, роскошный том – «Танец» Г. Вуйе (Париж, 1898)11. Где ещё можно увидеть столь великолепные нотные иллюстрации ко многим танцам: паванна, гавот королевский балет, сарабанда – и многим другим! Книга находилась в собрании В. Я. Светлова (Ивченко) (1860–1934) – издателя и балетного критика, члена комитета по организации Русских сезонов в Париже. В 1910–1916 гг. он был редактором знаменитого журнала «Нива». После 1917 г. эмигрировал в Париж, где и умер. Осталась книга из исчезнувшей библиотеки – как отсвет далёкой эпохи.

Triplets… The Baby’s Bouquet…y Walter Crane. London, 1899.

Примечания

1 Athanasii Magni Opera, in quatuor tomos distributa. Basileae : Froben, 1556.
2 Bedae Venerabilis (673–735) Opera. Basileae: I. Hervagium, 1563. – T. 4.
3 Luther Martin (1483–1546) Deudtche Меssе und Ordnunge Gottes diensts. Wittemberg - Zwickaw: W. Meyerpeck, 1530.
4 Herbst J.-A. Musica moderna prattica. Frankfurt : A. Hummen, 1658.
5 Hiller J. A. Anweisung zum musikalisch-richtigen Gesange. Leipzig: J. F. Junis, 1774.
6 Rousseau, J.-J. Dictionnaiy de musique. Amsterdam: M. Rey, 1772. – T. 2. (Oeuvres. T. 11).
7 Lacassagne l'abbe. Traite general des elemens du chant. Paris-Versailles, 1766.
8 Nouveau recueil de chansons choisies. A La Haye: J. Neaulme, 1735. – T. 2.
9 Les concerts de Romainville, ou choix de romances, chansons, ariettes, rondes, vaudevilles, etc. Paris: Chez Louis, Libraire, 1795.
10 Riplets comprising The Baby's Opera, The Baby's Bouquet, and The Baby' s Aesop. Design in colour by Walter Crane. London : George Routledge & Sons Ltd., 1899.
11 Vuillier G. La Dance. Paris : Hachette, 1898.