Главная > Выпуск №13 > Штрихи к биографии вятского книжника Семёна Попова

Штрихи к биографии вятского книжника Семёна Попова

 А. Л. Мусихин

Личность и биография вятского книжника второй половины XVII – начала XVIII вв. Семёна Фёдоровича Попова (Поповых) уже освещалась в литературе1. Он являлся представителем семьи священнослужителей г. Хлынова, служил дьячком Богоявленского собора, дважды (в 1700 и 1704 гг.) избирался бурмистром г. Хлынова. Нам он известен как обладатель богатого по тем временам книжного собрания и автор нескольких историко-литературных произведений: «Вятского временника», «Сказания о Царевоконстантиновской церкви» и, возможно, некоторых других. Семён Попов является наиболее вероятным кандидатом на авторство знаменитой «Повести о стране Вятской» и, по сути, может быть охарактеризован как первый известный нам вятский историк.

Хотелось бы несколько дополнить его портрет. А. С. Верещагин отмечал, что в 1696 г. при сборе пожертвований на строительство каменного Богоявленского храма в Хлынове Семён Попов «подписал на это „благое дело” восемь рублей, сумму по тогдашнему времени весьма значительную, выше которой жертвовали только немногие богатые люди»2. Но откуда у простого дьячка могли быть такие деньги? Полученные недавно сведения позволяют ответить на этот вопрос – Семён Попов был достаточно крупным землевладельцем. Пока известно только о нескольких его сделках: в 7200 (1691/92) г. С. Ф. Попов приобрёл землю в Берёзовском оброчном стане3, в следующем году состоялась ещё одна подобная сделка4, а в 1693 и 1694 гг. он два раза приобрёл по шестому паю колесчатой мельницы и землю около неё в Новой слободке Филипповке за 10,5 и 12 руб. соответственно 5. В результате подобных операций к 1710 г. Семёну Попову в Чепецком оброчном стане и Филипповской слободке принадлежало пять деревень и два двора с половниками6. Можно предполагать, что это ещё не все его приобретения. Такие данные позволяют с ещё большим основанием утверждать, что именно Семён Фёдорович Поповых дважды избирался хлыновским бурмистром, потому что, как справедливо отмечает М. С. Судовиков, на подобные должности избирались лица «из числа местных состоятельных людей»7. Нищий Семён Борисов сын Попов, без сомнения, к числу подобных не принадлежал.

А. С. Верещагиным и Д. К. Уо уже рассматривалась родословная Семёна Попова по переписным книгам и другим письменным источникам, в том числе вятским синодикам8. Однако привлечение записей синодиков было случайным и далеко неполным. С целью извлечения дополнительных сведений о роде С. Ф. Попова проведём сравнительно-текстологический анализ записей синодиков вятских церквей.

В настоящее время мне известно местонахождение одиннадцати подлинников и двух копий синодиков и помянников вятских церквей9. Из них три пока не просмотрены. В литературе упоминаются и некоторые другие синодики. Поминальные записи рода Семёна Попова имеются в шести синодиках, причём в одном из них – две различных записи. Такое количество поминальных записей одного рода – довольно редкий, почти уникальный для Вятки случай.

Самые объёмные и, очевидно, наиболее полные записи рода Поповых находятся в двух синодиках Хлыновского Богоявленского собора, где служили дьячками Семён Фёдорович и его брат Павел:

Богоявленский музейный10 (БМ)
Род Богоявленского собора церковных дьячков Семёна Павла Фёдоровых детей Поповых.

Димитриа. Агрипины. Василиа. Домники. Исакиа. Иноки Марины схимонахини (сверху приписано: схимонаха Пахомиа). Феодора. Татианы. Варвары. Чтеца Иосифа. (сверху приписано: Симеона). Феодосии. Матроны. Ирины. Василиа. Марины. Инока Галахтиона схимонаха. Елисавети. Инока Киприана схимонаха. Инока Герасима схимонаха. Мокиа. Прохора. Гавриила младенца. Алексиа младенца дважды. Аверкиа младенца. Василиа младенца трижды. Феодоры младенца. Феодора младенца. Михаила. Ксении дважды. Мавры. Екатерины. Ирины. Ирины девицы. Схимонаха Исакия. Схимонаха Никонора. Евдокии. Анны. Филиппа.

Богоявленский библиотечный11 (ББ)
Род Богоявленского собора дьячка Павла

Поповых
Димитрия. Агрипины. Василия. Домники. Исаакия. Иноки Марины схимонахини.
Феодора. Татианы. Варвары.
Чтеца Иосифа. Симеона.
Феодосии. Матроны. Ирины. Василия. Марины.
Схимонаха Галахтиона. Елисавети.
Схимонаховъ Киприана. Герасима.
Мокиа. Прохора. Гавриила младенца. Алексиа младенца дважды. Аверкиа младенца. Василия младенца трижды. Феодоры младенца. Феодора младенца. Михаила. Ксении дважды. Мавры. Схимонаха Пахомия.

Ил. 1. Синодик Хлыновского Богоявленского собора (РС КОУНБ. № 35. Л. 42 об.)

А. С. Верещагин, использовавший ББ, полагал, что «по принятым в то время приёмам записей в синодиках Димитрий и Агрипина были родители Исаакия, Василий и Домника – родители жены Исаакия, постриженной в монахини пред смертию, Феодор – сын Исаакия, а Татиана – его жена»12. Д. К. Уо согласился с данным положением13. Запись в синодике Вятского Успенского Трифонова монастыря до некоторой степени подтверждает предположения Верещагина:

Род хлыновца Фетки Исакова сына Поповых.
Исаака. Домники. Иноки Марины схимонахини. Феодора14.

Здесь записаны предки Фёдора Попова, отца Семёна и Павла, вероятно, в том порядке, как они умирали. Сначала отец Фёдора Исаак, затем бабушка по матери Домника, мать, принявшая перед смертью постриг под именем инокини Марины, и, наконец, после умерших предков, святой покровитель Фёдора15.

Если предков Семёна Попова по Богоявленским записям с большой долей вероятности установить можно, то установить родство других названных в них имён сложнее. Можно предположить, что после Фёдора и Татьяны перечислены их умершие дети. По переписям 1710 и 1717 гг. в Хлынове проживала «вдова Вятскаго архиепископа бывшаго певчаго Осиповская жена Поповых Ирина Андреева дочь»16. А. С. Верещагин считал Осипа братом Семёна и Павла Поповых и отождествлял его с чтецом Иосифом поминальных записей17. Однако Д. К. Уо пишет: «В синодике после Фёдора упоминается чтец Иосиф. Мы не знаем, являлся ли он братом Фёдора или его старшим сыном, Осипом»18. Поэтому в родословной схеме он изображает и брата Семёна Осипа, и (со знаком вопроса) его дядю Иосифа19. Действительно, в двух синодиках запись рода Семёна Попова выглядит следующим образом:

Род хлыновца Семёна Фёдоровых Поповых.
Феодора. Чтеца Иосифа20.

Ил. 2. Синодик Слободского Богоявленского монастыря. Автограф А. С. Верещагина (КОУНБ. Д1431/П10. Л. 17об. (нумеров. с. 28)

Ещё в одной записи синодика Успенского монастыря чтец Иосиф упоминается сразу после Фёдора и Татьяны21. Поэтому понятны сомнения Д. К. Уо. Но в настоящее время можно совершенно точно утверждать, что Осип был старшим братом Семёна и Павла. В купчих крепостях 7192 (1683/84) и 7199 (1690/91) гг. он назван полным именем – Осип Фёдоров сын Поповых22. Что касается вопроса о тождестве чтеца Иосифа и певца Осипа, здесь, думается, нет повода для сомнений – это одно и то же лицо. Понятно, что в переписной книге он записан как певец Осип, а в синодиках – как чтец Иосиф. Чтец и певец – низшие должности церковного причта, их общее название дьячок или дьяк, а их функции, очевидно, часто совмещаются23. Действительно, во второй из указанных купчих Осип назван «церковным бывшим дьячком». Таким образом, Осип-Иосиф, как и его младшие братья, был дьячком.

Остальные имена рядом с чтецом Иосифом по другим документам не известны, поэтому необходимо исходить из логики самих поминальных записей. Здесь кроме уже цитированных Богоявленских записей полезна запись в синодике Успенского монастыря:

Род хлыновца Семёна Поповых.
Исакия. Марины схимонахини. Феодора. Татианы. Иосифа чтеца. Феодосии. Варвары. Матроны. Ирины. Марины. Варвары. Василиа. Ксении дважды. Мавры. Симеона24.

Данная запись содержит те же имена, что и Богоявленские, однако в несколько другом порядке. Это обстоятельство даёт ключ к расшифровке родственных связей некоторых из указанных имён. Богоявленские записи, несмотря на всю близость друг к другу, также имеют некоторые отличия. Запись в БМ составлена ещё при жизни Семёна Попова, что следует из её заголовка. После смерти его имя было добавлено в запись сверху между именами Иосифа и Феодосии. Таким же образом между именами Марины и Фёдора было вписано имя схимонаха Пахомия. В записи ББ, скопированной из БМ, очевидно, уже после смерти Семёна, его имя вписано в строку. Пахомия забыли вписать, и он добавлен в конец записи другим почерком. Порядок вписанных имён в БМ не случаен. Он показывает возрастной ранг вписанных лиц. Таким образом, Пахомий был младшим родственником Исаакия и старшим – Фёдора. Скорее всего, он был дядей Семёна и старшим братом Фёдора. А Семён был младшим родственником Иосифа и старшим – Феодосии. Предположим, что Феодосия была младшей сестрой Семёна, умершей раньше него. Здесь полезна Успенская запись, в которой Варвара записана после младшей по рождению Феодосии. В данной записи, вероятно, род Поповых записан поколенно, но без учёта возраста лиц в одном колене. Скорее всего, Варвару сначала забыли, поэтому вписали после младшей сестры, а потом вспомнили ещё раз и вписали после Марины. Отсюда следует, что Варвара, Иосиф, Семён и Феодосия относились к одному колену рода Поповых, т.е. являлись братьями и сёстрами. Поскольку Варвара вписана ещё раз после Марины, можно предположить, что Матрона, Ирина и Марина также были младшими сёстрами Семёна. Очевидно, младшим братом Семёна был и Василий, записанный в БМ и ББ перед Мариной. Эти же имена повторяются в уже упоминавшемся Подчуршинском синодике. Однако они добавлены позднее основной записи (после смерти Семёна) другой рукой (выделено курсивом):

Род хлыновца Семёна Фёдорова сына Поповых.
Феодора. Чтеца Иосифа. Исакия. Иноки Марины схимонахини. Татианы. И Симеона. Ирины. Марины. Василиа. Ксении. Матроны 25.

Остальных лиц, упоминающихся в Богоявленских синодиках, без дополнительных источников идентифицировать практически невозможно. Можно только выдвинуть некоторые предположения. Схимонахи Галактион, Киприан и Герасим, а также Елизавета, Мокий и Прохор, видимо, были более дальними родственниками Семёна и Павла, возможно, дядьями и тёткой, а может быть и предками их жён. Все перечисленные младенцы, очевидно, были детьми Семёна и Павла, умершими вскоре после рождения, но кто чей конкретно, определить невозможно. Возможно, здесь упоминаются и дети их детей, т. е. внуки. Очевидно, довольно близкими родственницами Семёна были две Ксении и Мавра, упоминающиеся кроме Богоявленских в отдельных записях рода Семёна в Успенском и Подчуршинском синодиках. Однако из этих записей невозможно понять, кем они приходились Семёну. Известно, что жену Семёна звали Ксения Яковлевна, но она не могла упоминаться в данных записях, т. к. пережила своего мужа26. Михаил, видимо, был более дальним родственником, поскольку отсутствует в отдельных поминальных записях Семёна. Из переписных книг 1678 и 1710 гг. в Хлынове известен священник Михаил Семёнович Поповых, родившийся около 1645 г.27 Но кем он приходился рассматриваемым Поповым, не известно. Возможно, именно он упоминается в Богоявленских синодиках. Ссылаясь на следующую запись синодика СБ (на самом деле ТС)28:

Род хлыновца Семёна Фёдоровых Поповых.
Исаакия. Иноки Марины. Феодора. Симеона29,

Ил 3. Помянник Рождественской церкви с. Подчуршино Слободского у.
(РС КГУОНБ. № 61. Л. 43)

Д. К. Уо считает названного в ней Семёна братом Фёдора, т. е. дядей Семёна Фёдоровича Поповых. И на этом основании Михаила Семёновича Поповых он называет двоюродным братом рассматриваемого Семёна30. Однако имя Симеона в Слободской и Успенской записях означает святого покровителя Семёна Поповых, как и в Успенской записи его отца Фёдора31. Поэтому у Семёна Поповых не было дяди Семёна, а степень родства Михаила с семьёй Поповых пока остаётся под вопросом. Также Д. К. Уо пытается использовать запись синодика СБ для того, чтобы связать семью хлыновских Поповых, известных с 1678 г., с Поповыми из Слободского, упоминаемыми с 1615 г.32 Сама запись хлыновчан в синодике слободской церкви ничего не доказывает. Известно, что синодик – это церковная книга, «в которую желающие (выделено мной. – А. М.) вносят имена своих умерших для всегдашнего поминовения при священнослужении»33. Любой православный мог заказать поминальную запись в любой церкви на территории всей страны. При этом совсем не обязательно, чтобы в данном населённом пункте проживали его родственники или предки. Необходимо заметить также, что фамилия слободских Поповых записывалась как «Попов», в то время как рассматриваемые хлыновские Поповы носили фамилию «Поповых» и потеряли формант «-ых» только во время первой ревизии 1721 г. Вообще же, родство между носителями фамилии Попов необходимо указывать чрезвычайно осторожно, только имея на то твёрдые основания. Как отмечал известный ономаст В. А. Никонов, Попов – «одна из самых частых фамилий в России, особенно на севере страны»34.

К записи БМ имеются две более поздние приписки, очевидно, имеющие отношение к семье Павла Поповых. Первоначально были приписаны Екатерина, Ирина и Ирина девица. Единственная известная по переписным книгам Екатерина Харитоновна была женой Павла, девица Ирина – это их дочь, а Ирина – возможно, вдова старшего брата Павла Осипа. Вторая приписка называет схимонаха Исакия, который, вероятно, был сыном Павла Яковом (Иаковом), Анну и Филиппа, также детей Павла35, и Евдокию и схимонаха Никанора, которых пока идентифицировать не удается.

В последней части ББ, где отмечены заказанные в Богоявленском соборе сорокоусты за период 1773–1794 гг., указано несколько представителей фамилии («прозвания») Попов:

1775 г.

Июня 2 Сидора Поповых из Слобоцкаго (Л. 68 об.)

1779 г.

Сентября 27 Анны Поповых (Л. 70)

1782 г.

Марта 8 иерея Димитрия Поповых (Л. 71)

Сентября Марфы Поповых (л. 72) (1786 или 1787 г. – А. М.)

1789 г.

Декабря 20 Самуила Попова (Л. 73)

1790 г.

Декабря 28 Ермалая диячка Поповых (Л. 73 об.)

К сожалению, и в данном случае можно констатировать, что родство указанных здесь Поповых с семьей Семёна Попова пока определить невозможно. Можно только предположить, что указанная здесь Анна – это дочь Павла Фёдоровича Попова.

Д. К. Уо отмечает, что, «к сожалению, в переписях нет ничего о детях Семёна Попова»36. То же самое можно сказать и о записях в синодиках. В расписке, данной С. Ф. Поповым 5 июля 1699 г. за пай мельницы Ожеговской в Хлыновском уезде, читаем: «И впредь мне Семёну, и детем моим, и братьям, и племянникам, и сродичам моим … сверх сея росписки ничего не спрашивать…»37. Т. к. обычно в таких документах указывались мужчины, можно полагать, что у Семёна Попова было не менее двух сыновей. Известно, что у него был внук канцелярист Иван Попов38, но, к сожалению, его отчество неизвестно. Возможно, некоторых членов рода хлыновчан Поповых, живших в XVIII в., в том числе упоминающихся в синодиках, помогут установить сказки 1-й, 2-й ревизий, а также первые вятские метрические книги, сохранившиеся с 1749 г.39

Таким образом, анализ поминальных записей рода Поповых позволяет определить некоторых неизвестных по другим источникам членов рода и уточнить родственные связи семьи Поповых. Кроме того, такое большое количество записей в синодиках позволяет расширить наши представления о духовном мире Семёна Попова. Они показывают не только его религиозность, почтение к памяти предков, но и стремление таким образом зафиксировать память о своём роде, оставить свой след в истории.

Родословная роспись Поповых за XVII – перв. четв. XVIII вв.

I

1. Дмитрий Поповых.
Ж – Агрипина.

II

2-1. Исаакий Дмитриевич Поповых.
Ж – ? (Марина – в иночестве).

III

3-2. Пахомий Исаакиевич Поповых (?)
4-2. Фёдор Исаакиевич Поповых (+между 1690 и 1710).
Ж – Татьяна.

IV

5-4. Варвара Фёдоровна Поповых.
6-4. Осип (Иосиф) Фёдорович Поповых (+между 1687/88 и 1690/91).
Ж – Ирина Андреевна Машковцова (*ок. 1650+после 1717).
7-4. Семён Фёдорович Поповых (*ок.1656+между 1715 и 1717).
Ж – Ксения Яковлевна (*ок.1657 + после 1717).
8-4. Феодосия Фёдоровна Поповых.
9-4. Матрона Фёдоровна Поповых.
10-4. Ирина Фёдоровна Поповых.
11-4. Василий Фёдорович Поповых.
12-4. Марина Фёдоровна Поповых.
13-4. Павел Фёдорович Поповых (*ок.1662+после 1717).
Ж1 - ?
Ж2 – Екатерина Харитоновна (*ок.1680).

V

14-6. Андреян Осипович Поповых (*ок.1688).
Ж – Парасковья Ивановна (*ок.1697).
15-7. Сын (?).
16-13. Яков Павлович Поповых (Попов) (*ок.1686+после 1721).
Ж1 – Ксения Михайловна (*ок. 1690+до 1717).
Ж2 – Авдотья Андреевна Балезина (*ок. 1697).
17-13. Анна Павловна Поповых (*ок.1693+предп. 27.09.1779).
18-13. Филип Павлович Поповых (*ок.1695).
Ж – Евфимия Осиповна Тепляшина (*ок.1699).
19-13. Ирина Павловна Поповых (*ок.1700).
20-13. Васса Павловна Поповых (*ок.1712).

VI

21-14. Ульяна Андреяновна Поповых (*1716).
22-15. Иван Попов.
23-18. Матвей Филиппович Поповых.
24-18. Тихон Филиппович Поповых.

Переписная книга города Вятки (Хлынова) и Вятского уезда переписи стольника
С. Д. Трахониотова. 1710 г.

Чепецкой оброчной стан Ильинская волость
Погост Ржанополонской

(Л. 434 об.) Деревня, что был починок  Прокопья Батухтина над речкою Сычинкою, а ныне тою деревнею владеет Семён Поповых, живут половники ево … /
(Л. 435) Во дворе Созон Якимов сын Лошкин 36 лет, у него жена …
Во дворе евож половник Гаврило Фадеев сын Изергин 52 лет, у него жена …

Деревня, что был починок над речкою Сыкчинкою, евож Семёна
Во дворе евож половник Иван Минеев сын Порошин 70 лет, у него сын … / (Л. 435 об.) …
Деревня евож Семёнова, что был починок Макаровской Сомова над оврагом
Во дворе половник ево Анисим Назаров сын Пахтусов 60 лет, у него жена … у негож складник Клементей Степанов сын Жеребцов 40 лет, у него сын … /

(Л. 436) Деревня, что было займище Дружининское Бушкова, а ныне владеет он же Семён Поповых, у него половники …
Во дворе половник Герасим Максимов сын Елькин 70 лет, у него жена Авдотья Патракеева дочь 65 лет, у них дети Артемей 26 лет, Лука 22 лет, у Артемья жена Авдотья Клементьева дочь 25 лет, у них дочь Авдотья полугоду, у Луки жена Дарья Васильева дочь 20 лет, у них дети Филип 2 лет, Илья полугоду …

Деревня, что был починок попа Диомида, владеет он же Семён
Во дворе половник евож Семёнов Фарафон Захар Матвеевы дети Злобина, Ферапонт 45 лет, Захар 20 лет, у Ферафонта жена Анна / (Л. 436 об.) Гурьева дочь 28 лет, у них дети …
Во дворе Григорей Софронов сын Погудин 70 лет, у него жена … /
(Л. 437) Во дворе евож Семёнов половник Кирило Ильин сын Лошкин 50 лет, у него жена …
Во дворе Степан Петров сын Хлебников 55 лет, у него жена …
Во дворе хлыновца посацкого человека Ивана Редникова половник Петр Дорофеев сын Столбов 50 лет, у него жена … (Л. 437 об.) …

Деревня Востриковская
(Л. 468 об.) Во дворе половник хлыновца Семёна Поповых Констянтин Михайлов сын Обухов 25 лет, у него брат Василей / (Л. 469) 20 лет …

Деревня Голодаевская, что был починок
(Л. 613) Двор хлыновца посадцкого человека Семёна Фёдорова сына Поповых, у него половник Максим Михайлов сын Машаров 30 лет, у него жена …
(РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1098. Ч. I.)

Примечания

1. Верещагин, А. С. Времянник еже нарицается Летописец Российских Князей, како начася в Российской земли княжение и грады утвердишася. Вкратце написано // ТВУАК. – Вятка, 1905. Вып. II. Отд. II. С. 90–96; Уо, Д. К. История одной книги : Вятка и «несовременность» в русской культуре Петровского времени. – СПб., 2003. С. 223–261.
2. Верещагин, А. С. Времянник… С. 92. См. : Рукописное собрание Киров. обл. науч. б-ки им. А. И. Герцена (РС КОУНБ). № 35. Л. 12 об.
3. РГАДА. Ф. 615. Оп. 1. Д. 2146. Л. 607 об. Режим доступа: http://www.genealogia.ru/gene/bpg/publications_list.asp?vjob=vsub,262 Приношу глубокую благодарность В. А. Могильникову. Все использованные мной данные с сайта http://www.genealogia.ru обнародованы им.
4. Там же. Д. 2147. Л. 72 об.
5. Дополнительные акты Вятского архиерейского дома // ТВУАК. – Вятка, 1908. Вып. I. Отд. II. С. 321 (№ 36), 322–323 (№ 40).
6. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1098. Ч. I. Л. 434об.–437об., 468об.–469, 613. Режим доступа: http://www.genealogia.ru/gene/bpg/publications_list.asp?vjob=vsub,262
7. Судовиков, М. С. Губерния Вятская : ист. очерки. – Киров, 2006. С. 22.
8. Верещагин, А. С. Времянник… С. 92 (Примеч. 1); Уо, Д. К. История одной книги… С. 223–224.
9. Мусихин А. Л. Письменные источники по генеалогии Вятки // Герценка: Вятские записки: [науч.-попул. альм.]. – Киров, 2006. Вып. 10. С. 112; То же // Генеал. вестн. – СПб., 2006. Вып. 25. С. 36. Копии синодиков Слободского Богоявленского монастыря (СБ) и Хлыновского Троицкого кафедрального собора (ТС) (неполный) находятся в фонде А. С. Верещагина в отделе краеведения КОУНБ. (Д1431/П10).
10. Кировский областной краеведческий музей (КОКМ). № 3780. Л. 35–35об. (ст. нум. 37–7об.)
11. РС КОУНБ. № 35. Л. 42об.
12. Верещагин, А. С. Времянник… С. 92 (Примеч. 1).
13. Уо Д. К., История одной книги… С. 223, 231 (рис. 4).
14. КОКМ. № 3789. Л. 421об.
15. Но не сам Фёдор, т. к. понятие «синодик» в его заглавии часто объясняется как «поминание преже отшедших (душ) к Богу» (Дергачёва, И. В. Синодик с литературными предисловиями : история возникновения и бытования на Руси // Древняя Русь. 2001. № 4. С. 89, 94), а в одном из литературных предисловий синодиков говорится о том, что «не подобает поминати себе в поминании смертными за упокой». (Морозов, Б. Н., Турилов, А. А. Роспись главам синодика Спасо-Преображенского монастыря в городе Рязани // Ист. генеалогия. – Екатеринбург, 1993. Вып. 1. С. 94).
16. Вятка : материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М., 1887. С. 74, 109.
17. Верещагин, А. С. Времянник… С. 91–92 (Примеч. 1).
18. Уо, Д. К. История одной книги… С. 224.
19. Там же. С. 231 (рис. 4).
20. РС КОУНБ. № 61. Л. 43 (синодик Рождественской церкви села Подчуршино Слободского уезда); КОУНБ. Д1431/П10. Л. 17об. (нумер. с. 28) (СБ). А. С. Верещагин, сам переписавший СБ и ТС, в своей работе перепутал их местами, и приведённый текст приписал к ТС. (Ср.: Верещагин, А. С. Времянник… С. 92 (Примеч. 1)).
21. КОКМ. № 3789. Л. 543 об.
22. РГАДА. Ф. 615. Оп. 1. Д. 2140. Л. 64об.; Там же. Д. 2145. Л. 345. Режим доступа: http://www.genealogia.ru/gene/bpg/publications_list.asp?vjob=vsub,262
23. Г. Дьяченко указывает, что дьячек, диак – название церковного чтеца и певца (Дьяченко, Г. Полный церковно-славянский словарь. Репринт с изд. 1900 г. – М., 1993. С. 161, 528, 826. См. также: Голубинский, И. И. История русской церкви. Т. 1. Период первый, киевский или домонгольский. Перв. половина тома. Репринт с изд. 1901 г. – М., 1997. С. 462–465; Дебольский, Г. С. Православная церковь в её таинствах богослужении, обрядах и требах. Репринт. – М., 1994. С. 330–332).
24. КОКМ. № 3789. Л. 543об.
25. РС КОУНБ. № 61. Л. 43.
26. Вятка : материалы для истории города... С. 109.
27. Там же. С. 41, 72–73.
28. См. Примеч. 20.
29. Верещагин, А. С. Времянник… С. 92 (Примеч. 1).
30. Уо, Д. К. История одной книги… С. 224, 231 (рис. 4).
31. См. Примеч. 15.
32. Уо, Д. К. История одной книги… С. 223–224.
33. Дьяченко, Г. Полный церковно-славянский словарь... С. 600.
34. Никонов, В. А. 1) Словарь русских фамилий / сост. Е. Л. Крушельницкий. – М., 1993. С. 95; 2) География фамилий. – М., 1988. С. 34.
35. Вятка : материалы для истории города... С. 74, 109.
36. Уо, Д. К. История одной книги… С. 231.
37. Грамоты и акты Вятского архиерейского дома // ТВУАК. – Вятка, 1907. Вып. IV. Отд. II. С. 300 (№ 177). Примечательно, что братья здесь названы во множественном числе. Т. к. к 1699-му г. старший брат Осип уже умер, значит, у Семёна кроме Павла в это время был ещё как минимум один брат.
38. Верещагин, А. С. Времянник… С. 94 (Примеч. 3).
39. Мусихин, А. Л. Письменные источники по генеалогии Вятки // Герценка ... С. 111–112; То же // Генеал. вестн. С. 35.