Вознесенский храм в фабричном селе Вознесенском-Вахрушевском

Л. Б. Безверхова

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, Всея Руси Чудотворец дважды удостоил своим посещением Вятку, в 1904 и 1907 гг. За время своего пребывания Батюшка успевал очень многое: служил в храмах, посещал больницы и благотворительные учреждения, навещал дома горожан.

В 1907 г. о. Иоанн приезжал в село Вознесенское-Вахрушевское. Подумать только: Великий Угодник Божий три дня провёл в далёком вятском селе. Правда, село то было достойное: богатое, нового российского склада – фабрично-заводское. Здесь деятельные братья Вахрушевы продолжали активное развитие кожевенных заводов, основанных дедом ещё в 1854 г. и объединённых отцами в Торговые дома. Модернизировалось производство – процветало село. Центр его украшал величественный храм удивительной красоты. Его строительство, как примерное радение Вахрушевых о нравственности рабочих, было удостоено пяти золотых и двух серебряных медалей. Вознесенский храм – гордость Ильи Вахрушева, организатора постройки. В храме — его усыпальница. Благодарные сыновья Ильи Тимофеевича Вахрушева пригласили в родное село небесного заступника земли Русской, чтобы помолиться на могиле отца и попросить благословение на дальнейшее делание.

1 июня чудным звоном с колокольни дивного храма встречало о. Иоанна село Вознесенское-Вахрушевское. Тысячи прихожан, духовенство во главе с благочинным г. Слободского прот. А. Замятиным, семейства Вахрушевых восторженно и смиренно склоняли головы. Вечером о. Иоанн провёл общую исповедь в доме, где остановился.

2 июня в Вознесенской церкви о. Иоанн служил литургию в сослужении священников Слободского благочиния. После службы объехал многие дома вахрушевцев, совершал молебны.

3 июня Батюшка отслужил ещё одну литургию.

В память о посещении Всероссийским пастырем села его жители единогласно постановили приобрести для Вознесенского храма образ св. Иоанна Рыльского, небесного покровителя о. Иоанна.

Много раз, проезжая через Вахруши, ловила себя на мысли: «Неужели это было здесь? Столько значительных событий. Какие люди! С надеждой и молитвой трудились они здесь на благо России в начале сокрушительного XX века. Где их храм?» Начались поиски. К разгадке подтолкнула фотография.

Если ехать в г. Слободской по Пермскому тракту, то, въезжая в Вахруши, видишь с правой стороны бывшие купеческие дома, с левой – так называемые «сталинские». Именно здесь стоял храм, фотографию которого опубликовал А. Г. Тинский в книге «Вятская мозаика». Под ней многозначительная под­пись: «Разрушение колокольни Вахрушевской церкви». Многие воспринимали запечатлённый мо­мент как факт разгула атеизма. Но исследования открыли исти­ну. Мы сейчас работаем в ГАКО, готовясь к юбилею И. А. Чаруши­на – звезды первой величины на небосклоне вятской архитектуры. Наши архивные находки, а также беседы в Вахрушах с краеведом С. А. Мясниковой и учителем, со­здателем музея, Л. Н. Кушковой пролили свет на историю Возне­сенского храма.

Возводили его по проекту гу­бернского архитектора Василия Михайловича Дружинина с 1890 по 1894 г. на месте, отведён­ном по указу Священного Сино­да. Заказчики – братья Вахрушевы, владельцы кожевенного про­изводства. Рабочие фабрики трудились на строительстве хра­ма во Славу Божию в неурочное время. Собирались, конечно, и по­жертвования. Постройка обо­шлась в 150 тыс. рублей.

На сохранившихся чертежах Дру­жинина квадратная в плане церковь с трехчастной апсидой, 4 столпа, которые выходят наружу четве­риком со скошенными углами. Он увенчан ступенчатыми кокошниками, которые словно возно­сят на стройных барабанах пять куполов. Внутри храма – три пре­стола, небольшая трапезная. С за­падной стороны церкви поставле­на мощная колокольня с палат­ками.

В храмовой описи читаем: «Со­оружена церковь во Славу и бла­годарение Всесвятому Господу Богу и в воспоминание милости Его, явленной в сохранении драгоцен­ной жизни императора Александ­ра Александровича и всего Авгус­тейшего семейства Его при круше­нии царского поезда на Курско-Харьково-Азовской желез­ной дороге в 1888 г. 17 октября». И далее из документа: «Здание ка­менное, с такой же колокольней. Покрыто железом. Четыре престо­ла. Главный – в память Вознесе­ния Господня, правый – во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского и левый – во имя про­рока Илии и в воспоминание чуда милости Божией к царской семье 17 октября 1888 г. Под церковью пещерный храм с усыпальницей – во имя пророка Божия Илии».

Это описание храма, уже пере­строенного другим губернским ар­хитектором, Иваном Аполлоновичем Чарушиным, во исполнение завещания Ильи Вахрушева и на его средства. В каком году это было, пока точно сказать не могу. Вопрос о расширении храма ста­вился ещё при Дружинине. Види­мо, увеличение объёма производ­ства вызвало приток рабочей силы, естественно, возрос и церковный приход. Но работу по увеличению площади храма выполнил (и блес­тяще!) уже Чарушин. Архитектор-художник 1-го класса И. А. Чарушин сменил инженер-архитектора В. М. Дружинина на посту губернского архитектора, и ему пришлось, по долгу службы, завершать многие работы, начатые предшественником. Вахрушевская церковь была в их числе. Что же он сделал? По чертежам, недавно обнаруженным в ГАКО, видно, что архитектор почти вдвое увеличил её площадь за счёт прямоу­гольной трёхнефной трапезной с повышенной центральной частью. Для главного нефа спроектирова­но особое освещение. Любимый его приём – верхний фонарь, как в церкви Иоанна Предтечи в Вятке.

Поскольку расширение храма велось в западном направлении, то старую колокольню пришлось сне­сти. Это и зафиксировано на фо­тографии. Не воинственное разру­шение, а необходимость во имя созидания нового. Видно, что уже поставлена временная деревянная колокольня, ведь службы не пре­рывались. Пока неизвестно, как долго строилась новая шатровая колокольня, но на чертежах фасада храма видны те же излюбленные приёмы архитек­тора: «слухи» (маленькие свето­вые оконца) и «гирьки» в различ­ных интерпретациях. Как же ре­шил зодчий главный храм? Он хотел заменить дружининское пятиглавие одним большим куполом. Хотел, но сам и отказался. Они прекрасно сочетаются – церковь и колокольня в древнерусском сти­ле. Удивительное творение двух ве­ликих вятских мастеров. И стоял этот храм на оси улицы Вокзаль­ной и Пермского тракта, опоясан­ный чудесной металлической ог­радой.

Реконструкционная прорисовка Вознесенского храма в п. Вахруши

Известно, что при церкви была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались дети из духовного, крестьянского и ме­щанского сословий. Существова­ла народная библиотека с читаль­ней. Организовано было Общество трезвости, открыта чайная. Благо­детели Вахрушевы содержали большой прекрасный хор, а храм был всегда полон. Приходили кре­стьяне даже из дальних деревень. Служили в храме два священника, окончившие Вятскую духовную семинарию – отец Николай Доб­ровольский и отец Иоанн Решет­ников, а также диакон Аркадий Маракулин.

В середине 20-х гг. XX в. церковь была обезглавлена и зак­рыта. Самый большой колокол сброшен так, что раскололся и глу­боко вошёл в землю. Иконы и ут­варь растащили. Сам храм и коло­кольню не взрывали, а сколько могли – разобрали по кирпичику. Ещё до войны со стороны алтаря появился пристрой – цех школы ФЗУ. После войны решено было использовать храм как основание нового жилого дома. И он вошёл в этот четырехэтажный дом и ока­зался спрятанным, потаённым. Н. Н. Базилевская, старшая по дому, провела нас по подъездам, по эта­жам, показала и подземное поме­щение, где сохранились окна и ос­татки сводов. Да это же пещерный храм во имя пророка Божия Илии с усыпальницей Ильи Вахрушева! Оказывается, жив! Ведь это именно сюда звали о. Иоанна Кронштадтского сыновья Ильи Тимофеевича и здесь Он молился! Печально, что так распорядились уникальным соору­жением.

Вместе с нашими добрыми путеводительницами мы со студентами обошли квартиры в поисках хоть каких-нибудь ещё следов храма. Удивило, что люди впускали просто, без опаски, и все были очень добры к нам. Все знали, что их дом стоит на стенах храма. Говорили об этом с какой-то горькой гордостью. Многие верили в восстановление пещерного храма – ведь помещение пустует, стены целы, в окна пробивается свет. Они уже собрали подписи, обращались к Митрополиту Хрисанфу. Надежда есть.

В Архитектурном студенческом центре Вятского государственного университета мы сделали макет церкви фабричного села Вознесенское-Вахрушево и подарили его школь­ному музею. Сейчас работу про­должаем. Ведутся дополнительные исследования в архивах и БТИ для разработки эскизного проекта ре­конструкции Вознесенской церк­ви. Будет ещё один проект-память. Это наш долг перед И. А. Чару­шиным, который поставил на вят­ской земле 165 храмов.

Крепки молитвы Святого Праведного Иоанна Кронштадтского и Молитвенников Земли Вятской.

Литература

1. ГАКО. Ф. 1099. Оп.1. Ед. хр.8. Вознесенская церковь Слободского уезда. 1895–1916 гг.
2. ГАКО. Ф. 499. Оп. 1 Ед. хр. 245. Документы Торгового дома «Ф. Т. Вахрушев и сыновья». 1885–1915 гг.
3. Очерки истории Вятской епархии (1657–2007): 350 лет Вятской епархии. – Вятка : Буквица, 2007.
4. Энциклопедия земли Вятской. – Киров : ГИПП «Вятка», 1996. Т. 5 : Архитектура. 384 с. : ил.
5. Тинский, А. Г. Вятская мозаика. – Киров :  Волго-Вят. кн. изд-во, 1994. 192 с. : ил.
6. Зырин, Б. В. Архитектор Чарушин. – Киров : Волго-Вят. кн. изд-во, 1989. 96 с. : ил.