Политические взгляды вятских семинаристов и их отражение
в рукописных журналах начала XX века

А. С. Путинцева

В конце XIX – начале XX вв. в среде учащейся молодёжи распространяются рукописные журналы. В Вятской духовной семинарии возникновение этого явления можно связать с развитием студенческого движения в 1900–1907 гг. Безусловно, такие журналы существовали и раньше, но именно в это время они стали выходить в большом количестве. Иногда в них содержалось наивное повторение реальных революционных идей, а иногда – серьёзные размышления о политических ситуациях1.

В годы первой русской революции молодёжное движение охватило буквально все средние учебные заведения России, не говоря об университетах. По количеству выступлений на первом месте находились духовные семинарии, так как семинаристы были, в основном, детьми малоимущих родителей, и их положение было тяжелым. Семинаристы изучали социал-демократическую литературу (работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, ленинскую «Искру»), читали произведения Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. И. Герцена, объединялись в кружки. Возникали и нелегальные организации. В Казани находился всероссийский центр – «Временный центральный организационный совет семинаристов». Семинаристские организации были связаны между собой и с университетами, и таким образом происходило распространение литературы. Также организации семинаристов издавали свои журналы. Так, Владимирский семинарский кружок издавал журнал «Промеж себя» с антиправительственными статьями; «Организационный комитет ярославских семинаристов» – журнал «Звено», где помещались статьи из ленинской «Искры», касающиеся рабочих беспорядков и студенческих волнений; Иркутская духовная семинария – журналы «Прорыв» и «Свисток», имевшие «противоправительственный дух».

Выступления семинаристов порой носили стихийный, бунтарский характер, иногда заключались в «буйных сходках, битье стекол и ламп, поломке вещей и даже чугунных перил на лестницах»2. Случались и антирелигиозные выступления. Так, в июле 1907 г. вятские семинаристы дошли до «дерзкого, открытого кощунства» по отношению к священным предметам и «надругательства над святыми иконами»3. Однако не следует воспринимать все выступления семинаристов как стихийные и неорганизованные.

Итак, на фоне общего студенческого движения не была исключением и Вятская духовная семинария. По свидетельствам вятских историков, уже в 60–70-е гг. XIX в. семинария превращалась в «гнездо нигилизма». Её воспитанники уходили из духовного сословия, «меняли алтарь на конюшню», то есть учились на ветеринаров; другие готовились к поступлению в университеты; третьи работали в земстве или «шли в народ»4.

Волнения в семинарии начались в 1900 г. с забастовки семинаристов. Её последствием было увольнение зачинщиков, но семинаристы на этом не успокоились. Движение всё более активизируется: создаются кружки, устраиваются сходки и чтения. Семинаристы выражают недовольство системой образования и государственным устройством в целом. Они требуют предоставления им больших прав и свобод, отмены экзаменов, открытого доступа в университеты из семинарий, увеличения общеобразовательного курса предметов. Волнения возобновляются в апреле 1902 г., после чего «явные проявления недовольства и протесты семинаристов затихают до 1905 г.»5

17 октября 1905 г. вышел Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Одно из положений этого документа гласило: «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». В области свободы слова произошли значительные реформы. Указ 24 ноября 1905 г. отменял духовную цензуру для повременных изданий, выходящих в городах. А Указ 26 апреля 1906 г. отменял светскую и духовную цензуру для неповременных изданий6. Это сделало возможным легальное издание рукописных журналов. В 1906 г. в Вятской семинарии выходили журналы «С натуры», «Хулиган», «Осколки», «Пробуждение», «Мысли» и другие. При этом не прекращались и семинаристские волнения.

Создатели характеризуют рукописные журналы как «юмористические, сатирические, отчасти политические, но не бюрократические»7. Более серьёзным в политическом отношении был журнал «Мысли». В 3-м номере за 1906 г. в одной из статей содержится призыв прислушаться к общественной жизни и откликнуться на неё, а «для этого необходимо организоваться, т. е. вступить в обще-семинарскую организацию»8. Здесь же излагаются задачи семинарского союза, который и был основан в январе 1907 г. Члены этого союза выписывали газеты, журналы и брошюры социал-демократического и эсеровского направлений, издавали и распространяли листовки и воззвания, а также продолжали выпускать рукописные журналы. В них часто помещались статьи по важным вопросам современности: «Сословие и класс», «Крестьянин и пропаганда», «Современные партии и социализм».

В период формирования многопартийности в России нужно было каким-то образом выражать свои политические пристрастия. На страницах рукописных журналов появляются высказывания типа: «Да здравствует девиз “Земля и воля!”» Да здравствуют борцы за этот святой девиз!»9, а также карикатуры на царя и Государственную Думу.

В стихотворной форме изложен взгляд на современную Россию. «Свято-русский легион» – оригинальное сатирическое произведение, в котором предстаёт Россия начала ХХ в. В нем семинаристы поднимают тему отношения к монархическому «Союзу русского народа»:

Выше всех других знамён
Стяг российский водружён
И на нем изображён
Ряд родных, святых имён:
Витте, Зенгер, Плеве-фон.
Ламсдорф и Фредерикс-барон,
Саблер, Клейгельс, легион
Коренных «русских» имён.

Волнуют семинаристов и перемены в сфере образования:

Курс науки упрощён,
Дисциплиной подслащён,
А студент, чтоб был смирён,
В казематах размещён 10.

Это произведение свидетельствует о хорошей осведомлённости семинаристов в общественно-политической жизни страны и является достаточно правдивой иллюстрацией российской действительности начала ХХ в.

Как было замечено выше, семинаристы выступали за смену государственного устройства. Прямой протест против самодержавия звучит в песне «Призыв», которую поместил в журнале «Пробуждение» некто Амфибиев.

Друзья, товарищи, вставайте!
Смелее на врага пойдём.
Косы, серпы ваши давайте
Самодержавью крест скуём.
(…)
Стеной нагрянем, и корона
Разлетится. Ура! Берём смелей! 11

Но не всегда взгляд семинаристов на политику так серьёзен, как в этой песне. В журнале «С натуры» под заголовком «Политика» помещены следующие сведения:

– Господин Бурко никак не может решить, что полезнее для народа, находиться ли в объятиях госпожи Эстлер, или в ватер-клозетах господина Лидваля.
– Вор один ли, два ль,
Для чего вам знать?
Не один Лидваль,
Вор на воре – знать… 12

Как отклик на Манифест 17 октября 1905 г., семинаристами был создан Манифест от имени «отца ректора Вятской Духовной Семинарии». В нём звучат не только антиклерикальные сатирические мотивы, но и мечта семинаристов о преобразованиях в семинарии. Текст Манифеста помещён в журнале «Хулиган» от 20 марта 1906 г.: «Антониевого милостию, Мы архимандрит и отец ректор Вятской Духовной Семинарии, сын Яковлев, племянник патриарха Всероссийскаго и проч. и проч. и проч. Лишь только полегчало в нашем животе – объявляем всем Нашим благочестивым юношам: Искони преданное питомцам сердце Наше глубоко огорчившееся, так сказать, происходившими в среде их (что греха таить) волнениями и смутами, подсказало Нам войти с подлежащими представлениями в… Синод. Ныне, до получения оттуда ответа, вознамерились Мы учинить в строе любезной Нам семинарии ряд преобразований… создать новый строй семинарии на незыблемых основах гражданской свободы. И с соизволения епископской власти разрешаем свободу собраний, для религиозных, умственных и нравственных нужд обсуждения; в непременном присутствии, для охраны порядка, совета Нашего министров, коему и повелеваем в случае нарушения порядка и спокойствия – вызвать сестру Нашу Терентину. (…) А, буди, последняя сия мера не возымеет своего должного воздействия – закрывать собрания по мудрому усмотрению повелеваем. На совет министров возлагаем и премьер-министру Лепорскому прочищение структурами умов семинарских от завирательных идей – поручаем. (…) Дан в Харчевне» 13.

Волновала семинаристов и собственная судьба. Так, в обращении «К учащейся молодёжи» сказано: «Молодёжь хочет учиться, но учиться не тому, что нужно царскому правительству, но всему тому, что нужно знать человеку и гражданину» 14. Семинаристы требовали реформы духовной школы, рассуждали о значении самообразования. Они понимали, что необходимо активно действовать, приносить пользу обществу. Один из номеров журнала «Пробуждение» открывается словами: «В настоящее время у нас в семинарии и вообще в учебных заведениях молодёжь идёт по пути прогресса: везде организуются кружки, которые преследуют довольно серьёзные задачи и издаются разные периодические литературные журналы» 15. Именно такая обстановка сложилась в Вятской семинарии в начале ХХ в.

Таким образом, семинаристы были хорошо осведомлены в общественно-политической жизни страны, так как у них имелся доступ к изданиям того времени (газетам, журналам). Революционная ситуация начала века не могла не отразиться на молодых, думающих людях. Наряду с семинаристскими волнениями, откликом на события первой русской революции стали рукописные журналы, которые особенно активно распространялись в 1906 г. Однако не следует считать эти журналы исключительно политическими, так как взгляды семинаристов на обстановку в стране соседствуют с их отношением к своей жизни, учёбе, преподавателям.

Примечания

1. Поздеев, В. А. Фольклор и литература в контексте «третьей культуры». – М., 2002. С. 160.
2. Ушаков, А. В. Революционное движение демократической интеллигенции в России. 1895–1904. – М., 1976. С. 207.
3. Балыбердин, Ю. А. Церковь и общественное движение в Вятской губернии в начале ХХ века // Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера : (к  450-летию Преподобного Трифона, Вятского Чудотворца) : материалы междунар. науч. конф. – Киров, 1996. Т. 1. С. 304.
4. Петряев, Е. Д. Люди, рукописи, книги. – Киров, 1970. С. 95.
5. Котряхова, Н. Н. Студенческое движение в Вятской духовной семинарии в 1900–1907 гг. // Религия и церковь… Т. 1. С. 311.
6. Поздеев, В. А. Указ. соч. С. 160.
7. ГАСПИ КО. Ф. 45. Оп. 1. Д. 76. Л. 1. Рукописный журнал «С натуры».
8. Там же. Д. 269. Л. 211. Рукописный журнал «Мысли».
9. Там же. Л. 101.
10. Там же. Д. 76. Л. 48–49. Рукописный журнал «Хулиган».
11. Там же. Д. 269. Л. 49. Рукописный журнал «Пробуждение».
12. Там же. Д. 76. Л. 3. Рукописный журнал «С натуры».
13. Там же. Д. 269. Л. 24-а. Рукописный журнал «Хулиган».
14. Там же. Л. 77. Рукописный журнал «Мысли».
15. Там же. Л. 1. Рукописный журнал «Пробуждение».