Главная > Выпуск №11 > Лидия Фалалеева о жизни и об игрушках

Лидия Фалалеева о жизни и об игрушках

Фалалеева, Л. Моё суженое, моё ряженое... – Киров : КОГУП «Киров, обл. тип.», 2004. -144с.

Мастерица дымковской игрушки Лидия Фалалеева предстала перед нами в новом качестве, написав книгу о своей жизни. По её словам, для создания книги нужно совсем немного – «встретить заинтересованного человека, ну, скажем – писателя, поэта, который мягко, по-человечески скажет: «Пиши, и у тебя получится». Таким человеком для Лидии Фалалеевой стала поэтесса Тамара Константиновна Николаева, которая предложила вспомнить о людях, живущих в деревне Дудинцы, на родине матери Ф. И. Шаляпина. В этой деревне родилась и Лидия Фалалеева. Так возникла идея книги – не о процессе создания дымковской игрушки, как можно было бы ожидать, а о жизненном пути самой мастерицы. Автор признаётся: «Я уже давно живу в городе Кирове, а душой частенько возвращаюсь в свою деревню, где родилась и выросла. Какие люди там жили! Красивые, работящие, пели-то как! И жили интересно. Как-то всё было красочнее, наряднее. Вот и захотелось мне рассказать, как жила я в деревне, как пришлось в город уйти, а приживаться-то в нём было непросто».

Так или иначе, на страницах книги возникает «шаляпинская тема». Судьба великого человека соприкасается с судьбами простых деревенских жителей, из которых вышла и сама мастерица.

Идея автора проста: оставить внукам память о предках. Дети выросли в городе, там родились и внуки, и в деревне они бывают только в гостях. А ведь там их корни, и надо, чтобы и внуки знали, «как жили их предки - бабушки да дедушки, прабабушки да прадедушки. Пусть почитают, пусть помнят, откуда вышли». Возможно, поэтому при чтении книги перед глазами возникает картинка: вечер, уютная городская квартира, маленькая внучка взбирается на колени к бабушке и просит: «Расскажи что-нибудь про то, как раньше жили!» И мы будто бы слышим простую деревенскую речь, со всеми её оборотами, диалектными словами, интонациями – будто этнограф записывает на диктофон рассказ деревенской жительницы. И создаётся ощущение живого общения с мастерицей. Недаром Лидия Фалалеева говорит о себе: «Но в душе я, как всегда была, так и остаюсь простой русской женщиной». И так как это книга-беседа, автор в своём рассказе сплетает ниточки разных событий и судеб в единую нить, попутно вспоминая ещё какие-то детали и присоединяя их к своему повествованию.

И всё же соблюдается определенная хронология. Линия авторского повествования следует от рассказа о своих предках к рассказу о собственной судьбе, от жизни в деревне к жизни в городе, до появления собственных детей и внуков. Интерес к своим корням, к родословной снова приводит Лидию Фалалееву в родную деревню, и она рассказывает читателю о молодости своих родителей, о быте большой деревенской семьи (автор – девятый ребенок в семье). С этнографической точки зрения, интересно описание деревенской свадьбы, занятий (стирка, баня, работа в поле, сенокос), кушаний, явлений природы и отношения к ним деревенских жителей. Упоминает автор и различные мелочи, значимые для деревенского жителя и непонятные жителю городскому – например, приметы. Поражает наблюдательность автора, то, как она описывает деревенскую природу, с какой любовью и нежностью вспоминает о родных местах.

Главное в этой книге – судьбы людей, такие разные и всё по-своему интересные. Лидия Фалалеева рассказывает не только о жителях деревни Дудинцы, но и о городских людях, о мастерицах дымковской игрушки Е. И. Косс-Деныпиной,          Л. Н. Никулиной,                         Е. А. Кошкиной, 3. Ф. Безденежных, о своих собственных ученицах. Главное для автора – встречи с интересными людьми, общение, поездки. Побывала Лидия Фалалеева и в Японии, и в Италии, и во Франции, но всё равно тянется сердце к родным местам.

Может быть, не так подробно, но всё-таки в книге говорится и о традициях вятской дымковской игрушки, и о процессе её изготовления, и о работах самой Лидии Фалалеевой, и об особенностях работы других знаменитых мастериц.

Безусловно, одно из достоинств книги – её оформление. В книгу включены фотографии из личного архива автора, а на цветной вставке красуются работы мастерицы с подписями-частушками. Есть здесь и стихи вятских поэтов, посвящённые дымковской игрушке.

В целом, Лидии Фалалеевой удалось исполнить свой замысел, и получилась добрая, сердечная книга, наполненная интересом, уважением и любовью к людям, к родной земле. Это книга человека, прожившего необычайно интересную жизнь, у которого есть любимое занятие, выросли дети и внуки и есть надежда на то, что и дальше будет так же радостно и светло жить. И никто лучше автора не скажет об этом: «Когда я писала, мне хотелось сделать чисто и светло, как в той деревеньке после бани: много солнца, удобная завалинка, где можно вдоволь надышаться, набраться сил. А после – идите, куда ноги понесут. Силы есть – берите топор, рубите сруб для нового дома! И вся вселенная ваша!»

А. С. Путинцева