Главная > Выпуск №1 > Подвижник краеведения А.И.Янкин

Подвижник краеведения А.И.Янкин

В.К.Семибратов

В истории культуры на Вятской земле большую роль сыграл уроженец уральского города Усолья А.И.Янкин (1893-1938).

Мальчиком он переехал с семьей в Малмыж, где и окончил городское училище. Революция застала Александра на военной службе. Возвратившись домой, он стал работать в уездном отделе народного образования, а в 1919 г. был послан учительствовать в д. Новую Тушку.

Занявшись здесь сбором древностей и краеведческими исследованиями, А.И.Янкин в 1921 г. открыл в доме одного из крестьян музей местного края. Энергичный и предприимчивый человек, организовал в деревне пожарную команду, положил начало любительским спектаклям, в которых сам принимал живое участие. Во всех делах Александру Ивановичу помогала его жена С.А.Амфионова, тоже учительница.

Новая Тушка стала приобретать известность. В мае 1922 г. ее второй раз посетили сотрудники открытого в 1920 г. Малмыжского краеведческого музея Н.А.Машковцев, А.И.Пентегов и М.Г.Худяков (впоследствии видный ученый-археолог, расстрелянный в Ленинграде в 1936 г.). В составленном ими рукописном отчете об экскурсии о детище А.И.Янкина сказано так: «Коллекции музея за истекший год значительно выросли. Из вновь поступивших в музей экспонатов отметим коллекцию предметов из бывшей старообрядческой типографии в с. Ст. Тушке (образцы шрифта, клише заставок, образцы изданий, образцы старообрядческих рукописей, записная книга бывшего владельца типографии Л.А.Гребнева)...

Впечатление, произведенное музеем, благоприятное, несмотря на тесноту помещения. Приток ценных экспонатов показывает, что в текущем году музей уже успел встать на ноги - сосредоточить в себе все наиболее важное, чем характеризуется местный край, в частности, д. Н. Тушка с ее историей, родословными граждан, записями метеорологических наблюдений, археологическими находками. Особенно же важное значение имеют экспонаты Тушкинской типографии - единственной в России крестьянской типографии в отдельном заброшенном на северо-востоке нашей страны селе».

Вместе с экскурсантами из Малмыжа А.И.Янкин побывал в расположенном в 4-х верстах от Новой Тушки с.Старая Тушка (в этом крупном центре местного старообрядчества жили представители федосеевского согласия, отличавшиеся от других неприятием брачного обряда). Краеведы встретились здесь с уроженцем д.Дергачи Уржумского уезда библиофилом, типографом и иконописцем Л.А.Гребневым (1867 или 1898-1932) и «престарелым старожилом» П.М.Черезовым. Последний полвека вел дневник, ставший настоящей энциклопедией местной жизни. Эта драгоценная рукопись была отдана автором в Ново-Тушкинский музей «для прочтения», а со временем и вовсе осталась там.

Что касается Л.А.Гребнева, то он с охотой показал гостям как напечатанные в его типографии, так и собранные им редкие книги XYI-XYII вв. (в числе последних были: «Острожская Библия» печати Ивана Федорова 1581 г., «Псалтырь» издания Мамоничей (Вильно, 1593 г.), «Катехизис» 1595 г., «Евангелие толковое» Василия Бурцева 1640). Экскурсанты увидели также «большое количество рукописей времен царя Михаила Федоровича, в том числе много богослужебных книг с крюковыми нотами, иногда миниатюрные издания изумительно тонкой работы... список Соборного уложения, рукописи поморские, рукописи современные московского, казанского и вятского письма... киевские издания Петра Могилы».

Написанная Л.А.Гребневым картина «Пять патриархов», «великолепные клише заставок, собственноручно им гравированные на дереве» дали основание сотрудникам Малмыжского музея назвать Луку Арефьевича в своем отчете «не только печатником, но и талантливым художником, тонко владеющим кистью, изумительным гравером».

В том же 1922 г. А.И.Янкину пришлось из-за отсутствия подходящего помещения перевезти свой музей в с. Рожки. Там было положено начало изданию рукописного журнала «Музейные проблески». В его 4-м (за апрель 1923 г.) номере говорится:

«В настоящее время музей имеет около 1500 экспонатов, разбитых на 8 отделов. Наиболее ценным и богато обставленным отделом является старообрядческий, заведуемый бывшим владельцем известной официальной типографии в селе Ст. Тушке, тонким гравером и художником Лукой Арефьевичем Гребневым, сдавшим в музей так много дорогих пожертвований в качестве экспонатов: остатки шрифта из его реквизированной в 1919 году типографии,  заставки, картины, книги, напечатанные в его типографии, и т. д. Из экспонатов музея особенно выделяются следующие: кости мамонта и носорога, прекрасный экземпляр окаменелого хвоща, громадный аммоний и беллемиты (белемниты - В. С.), орудия каменного века, орнаментированное медное стремя, железный наконечник, стрелы, бердыш, пушки, серебряная монета, редкостный экземпляр работы первопечатника Ивана Федорова... рукописные книги прежних времен...»

Имя А.И.Янкина становится все более известным в кругу отечественных исследователей. Он избирается членом-корреспондентом Центрального бюро краеведения, на одном из заседаний которого делает доклад о своем музее, вкратце изложенный затем в журнале «Краеведение». Александра Ивановича командируют в  Вятку на I губернский краеведческий съезд. В Рожках проходит 2 уездная конференция по музейному делу (представители Малмыжа и Казани высоко оценили на ней труд школьного учителя). Весной  1923 г. в сельский музей пришла посылка с книгами из Российской Академии наук в Петрограде. Она пополнила книжную коллекцию, составившую в конечном итоге без малого десять тысяч томов.

В 1924 г. все собранное А.И.Янкиным оказывается в Старой Тушке, куда краевед переезжает с женой и двухлетней дочерью Раисой. Он по-прежнему учительствует, издает рукописные «Архивные записи», в одном из выпусков которых находит отражение часть дневника П. М. Черезова, впоследствии утраченного.

В Старой Тушке еще более крепнет дружба Александра Ивановича с Л.А. Гребневым, который в 1926 г. передал в музей все самое ценное из того, что имел. Кроме множества книг и рукописей, от тушкинского старца поступило несколько пачек неразобранных деловых бумаг и старинных писем. Вынужденный в 1930 г. покинуть Старую Тушку, Л.А.Гребнев вскоре был арестован за «контрреволюционную агитацию и пропаганду» и приговорен к трехлетней ссылке в Северный край. По пути туда он и погиб.

Из принадлежавших Луке Арефьевичу книжных редкостей А.И.Янкин устраивает в Малмыже выставку. И вообще в уездном центре он свой человек: на заседании местного общества краеведов его единодушно избрали действительным членом.

Во второй половине 1920-х годов тушкинский музей - чуть ли не единственный в стране из расположенных в сельской местности. О нем говорится в вышедшем в Ленинграде под редакцией профессора В.П.Семенова-Тян-Шанского путеводителе по Поволжью. Уделяют место информациям о музее «Известия Центрального бюро краеведения». Из них узнаем, например, о постановлении «распорядительного» заседания ЦБК от 4 февраля 1926 г. «сделать сношение об оказании помощи Ново-Тушкинскому cельскому музею». А о попытке ликвидации музея в 1927 г. сообщает «Бюллетень III Всероссийской конференции по краеведению».

Через два года Янкины (к этому моменту у супругов появился сын Герман) переезжают вместе с музейными экспонатами в с.Шурму - центр тогдашнего района. И здесь деятельность краеведа не знает границ. Он устраивает выставки, издает сборники, записывает рассказы старожилов, собирает новые предметы для пополнения музея, создает общество краеведов...

Опытом своей работы Александр Иванович в 1931 г. делится с читателями журнала «Нижегородское краеведение», а в одном из номеров сообщает о геологической экспедиции по Уржумскому, Лебяжскому, Шурминскому районам, в которой принимал участие вместе с уржумцем Е.И.Долгушиным (1872-1932) и нолинцем В.Д.Емельяновым (1883-1962). Последнюю информацию перепечатал журнал «Советское краеведение».

Опубликована в нем и отдельная корреспонденция о геологической коллекции Шурминского музея.
Последние пять лет жизни А.И.Янкин страдал мучительной болезнью - белокровием. Не раз лечился в г. Казани. Однажды, когда стало лучше, ненадолго приехал в Шурму, но пробыл здесь дольше определенного врачами срока. Это и ускорило его смерть летом 1938 г. В Казани, где Александр Иванович умер, его и похоронили.

Дело, начатое подвижником краеведения, к сожалению, не нашло достойного преемника. Директора основанного им музея сменялись один за другим. Многие бесценные экспонаты и книги были погублены, утеряны, разворованы. Лишь жалкие остатки былых сокровищ попали в музеи Малмыжа, Уржума, Кирова.

Долгое время в забвении было и само имя А.И.Янкина, пока о нем, начиная с середины 1960-х годов, не стал говорить в своих книгах и на заседаниях клуба «Вятские книголюбы» известный исследователь культурного прошлого российской провинции Е.Д.Петряев (1913-1987). Публикации о краеведе появлялись также в областных («Кировская правда», «Комсомольское племя») и районных (малмыжской, уржумской) газетах, альманахе «Уржумская старина».